Использование метода интервью и языка жестов для изучения намерений женщин-предпринимательниц

4 февраля 2017

В процессе общения большая часть информации передается невербальными средствами, а именно посредством жестов, позы, расположения и соблюдения дистанции между партнерами [1,5].Язык тела – это любое движение тела или его части, с помощью которого человек передает эмоциональное послание внешнему миру [7]. Используя язык жестов и опираясь на метод интервью как на «метод сбора информации в психологическом исследовании, в котором один человек (интервьюер) пытается получить определенную информацию от другого человека (опрашиваемого) или группу лиц в условиях личного речевого взаимодействия» [3], мы поняли, что женщину-предпринимательницуможно принимать именно такой, какой она познается нами по мимике и жестикуляции: женщина с печальным выражением лица едва ли думает о чем-то оптимистичном, а женщина, выражение лица которой «обнаруживает раздражение, никогда не окажется в мирном и приятном расположении духа» [5]. Поскольку мы приходим в таких случаях к выводам быстро и непосредственно, то бывает, что о личности женщины, просидевшей напротив или рядом всего каких-нибудь две-три минуты, можно узнать гораздо больше, чем после тщательного опроса с применением анкет и тестов [2,4,6].

Исследование в интервью начинается с первых минут общения – слов приветствия. Исследователь обращает внимание на умение женщины-предпринимательницы искренне приветствовать собеседника, приглашать к беседе – подобные моменты дают возможность получить и спонтанно, на уровне ощущений, оценить огромный объем информации. Достаточно посмотреть на лицо человека, чтобы составить себе суждение о том, насколько он «умственно подвижен» [4]. В ходе интервью, нацеленном на анализ намерений женщин-предпринимательниц этот момент особенно важен. Ибо, независимо от того, какие вопросы мы задаем, и какие ответы получаем, желательно отчетливо представлять себе внутреннюю позицию интервьюируемой. О чем бы ни шла речь, мимика и интонации могут усилить и помочь разобраться в том, уверена ли полностью женщина в сообщаемом или сомневается. «Да» и «нет» в плане чисто словесного материала могут быть однозначны, но тон, мимика, динамика тела позволяют предполагать и другое значение, иногда противоположное.

Например, если женщина говорит о перспективах, необходимости расширения бизнеса с интонациями усталости, обреченности и менее уверенным голосом, с минимумом эмоций, то это, как правило, служит знаком, что в ее сознании живет сомнение и неуверенность.

Неготовность выражается и мимикой – мы видим настороженный взгляд, напряжение на лице, иногда скептическое сложение губ, нарочито равнодушные взгляды в сторону и вверх, свидетельствующие о том, что вопрос или высказывание еще не доведены до конца, вызывают определенную степень неприятия [5]. Тут даже не требуется особого предварительного изучения мимики, она как бы сама заявляет о своей диагностической силе, а мы включаем полученные сведения в общее суждение о женщине-предпринимательнице.

По мимике можно определить, соответствует ли то, что говорится, истине. Ничего не выражающее лицо свидетельствует о равнодушии, вопреки утверждениям женщины-предпринимательницы о том, что тема актуальна. И, наоборот, при переходе на интересующую тему, брови поднимаются вверх, глаза расширяются, появляется легкая улыбка. Помимо изменений в мимике, у женщины меняется положения тела (подается вперед, принимает открытые позы), в более богатой жестикуляции, насыщенной различными интонациями и большими подробностями речи.

Интервью позволяет оценить не только намерения, но и поведенческие реакции. Если человек, в какой-либо ситуации проявляет страх, «то это ни в чем не найдет столь отчетливого выражения, как в его мимике. Пусть он даже пытается подавить выражение страха, но мимически это у него получается гораздо хуже, чем попытки скрыть страх словами или какими-либо действиями» [4,6]. Если повод для страха незначителен, то по мимике почти безошибочно можно сделать заключение о тревожности, боязливости.

Главное достоинство метода интервью заключается не столько в выявлении тех или иных особенностей намерений, качеств реакций, а в возможности изучить некоторые причины их возникновения.

Так в ходе интервью с одной из предпринимательниц г.Чебоксар, было сделано необычное заключение. Женщина, оценка состояния дел которой дана экспертами как успешная, признает себя несостоявшейся. Собственные достижения психологически нивелировались наличием еще далеко не достигнутых целей: «Я не достигла еще желаемого, мои намерения не ограничиваются материальным достатком. Я хочу выйти замуж за достойно зарабатывающего мужчину и реализоваться как женщина». В ходе беседы интервьюер обсудил с женщиной-предпринимателем эту проблему, помог разобраться с намерениями, и таким образом, удалось найти причину ощущения несостоятельности. Выявился мотив «обрести статус замужней женщины». Брак нужен ей как инструмент в реализации женского «Я», для создания семьи, проявлении заботы.

Женщина-предпринимательница чувствовала, что, жестко взаимодействуя с мужчинами, она лишала их возможности и желания проявлять инициативу, продолжать развитие личных взаимоотношений. Одним из стимулов для предпринимательской деятельности был ситуативный, он оказался исчерпанным. Имея налаженный бизнес, женщина-предпринимательница мечтала о большем доходе для повышения своей привлекательности в глазах мужчин. Несколько недель спустя она прошла тренинг «Любовь и другие человеческие отношения», который проводил в г.Чебоксары Петрушин С.В. Тренинг помог ей разобраться в этой ситуации, она сумела увидеть свою проблему и дать ей реалистическую оценку, осознать свои истинные намерения.

Таким образом, метод интервью и язык жестов позволяют исследовать комплекс психологических особенностей женщин-предпринимательниц.

Селиванова Л.В., доцент кафедры психологии и педагогики филиала РГСУ (г.Чебоксары)

Федотова С.В., психолог г.Чебоксары

Литература

1. Акмеологические основы эффективной политической коммуникации. Учебное пособие под общей ред. А.А.Бодалева, Л.Г.Лаптева – М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург», 2003. – 379 с.

2. (3). Андреева Ю.В. Взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителей: Дис… канд. Пс. Наук / Ю.В.Андреева; - Казань, 2002. – 143 с.

3. (4). Краткий словарь по социологии / Под общ. Ред. Д.М.Гвишвиани, Н.И.Лапина; сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. – М.: Политиздат, 1988. – 479 с.

4. (5). Леонгард К. Акцентуированные личности / К.Леонгард. – Киев: Вища школа, 1981. – 390 с.

5. (6). Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам / А.Пиз – Нижний Новгород: «АЙ КЬЮ», 1992. – 262 с.

6. (7). Селиванова Л.В. Психологические особенности личности успешного предпринимателя (на материалах исследований по Чувашской Республике) (монография). – Чебоксары, 2004. – 137 с.

7. (8). Фаст Дж. Язык тела / М.: ВЕЧЕ-АСТ, 1997. – 429 с.